Рослякова Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы
муниципального образовательного учреждения
 "Гимназия №1"
города Воскресенска Московской области  


                                      Кто ясно мыслит, тот ясно излагает

                                                                                                   Никола Буало

 

Основные учебные компетенции школьника:

-   лингвистическая компетенция, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

-   языковая компетенция, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

- коммуникативная  компетенция, то есть владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

На уроках развтия речи затрагиваются все виды учебной компетенции, но особое внимание уделяется коммуникативной.

В обязательном минимуме содержания основных образовательных программ в основе коммуникативной компетенции лежит следующее:

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Речь и речевое общение. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая.

Сферы речевого общения . Функциональные разновидности языка (разговорная речь, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы), их основные особенности.

Ситуации речевого общения.

Основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной (рассказ, беседа, спор) речи.

Культура речи. Критерии культуры речи.

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста: повествование, описание, рассуждение. Структура текста.

Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка, определенному стилю.

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), говорением, чтением, письмом.

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией речевого общения.

Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения.

Овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая ресурсы Интернета.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений различных видов; создание текстов разных стилей и жанров: тезисы, конспект, отзыв, рецензия, аннотация; письмо; расписка, доверенность, заявление.

 


 

Речь. Для чего людям нужна речь?.pptx
Подготовка к подробному изложению "Отважный пингвинёнок".ppt

 

Как готовиться к выборочному изложению текста?

1. Прочитать текст, выяснить значения непонятных слов.

2. Вдуматься в тему выборочного изложения,  определить ее границы.

3. Отобрать материал, определить основную мысль выборочного текста.

4. Составить план, продумав последовательность изложения.

5. Продумать, как лучше связать смысловые части выборочного текста.

6. Сделать необходимые выписки трудных в написании слов.

6. Сделать необходимые выписки трудных в написании слов.

7. Перечитать выборочный текст, выделяя опорные слова.

8. Последнее внимательное прочтение выборочного текста.

 

Как готовиться к сжатому изложению текста?

 

1. Выделить в тексте важные  мысли (микротемы).

2. Найти среди них главную мысль.

3. Разбить текст на части в зависимости от смены микротем.

4. Составить план, озаглавив каждую микротему.

5. Подумать, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

7. Обдумать средства связи между частями.

8. Проверить, не нарушена смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.


Конструктор сайтовuCoz