ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ
с позиции здоровьесбережения
- Подготовка кабинета к уроку.
- Воздушно-тепловой режим. Температура воздуха в классе должна поддерживаться в пределах 18 – 21 % С. Сквозное проветривание в перемену.
- Освещение. Рациональность освещения (днем, когда светло – естественное освещение, вечером искусственное); наличие света над доской; отсутствие перегоревших ламп.
- Звуковой режим. Отсутствие монотонных звуков.
- Мебель. Парты в классе должны соответствовать росту учащихся; расстояние до доски от 240 до 270 см.
- Психологическая настройка класса на урок.
- Тема, план урока, цели, задачи, мотивация.
- Психологическая настройка на изучение нового материала, обращение к субъектному опыту ученика.
- Количество видов учебной деятельности (смена учебной деятельности является микропеременной).
- Виды учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, решение задач, рассматривание наглядных пособий, работа с карточками и др.
- Начальная школа - 7-10 видов учебной деятельности.
- Среднее звено - 5-7 видов учебной деятельности.
- Чередование видов преподавания.
- Виды преподавания: словесный, наглядный, аудио-визуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не больше чем 10-15 минут.
- Проведение физкультминуток, минуток релаксации, гимнастики для глаз.
- Норма: на 15-20 минут урока по 1 минуте физкультминутки из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
- Наблюдение за осанкой.
- Наличие эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, поговорка, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.п.
- Наличие на уроке методов, способствующих активизации инициативы и познавательной деятельности учащихся: метод свободного выбора, работа в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.
- Похвала, поддержка.
- Психологический климат на уроке.
- Между учителем и учениками (комфорт).
- Между учениками (дружелюбие).
- Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу.
- Норма: не менее 60 % и не более 75 - 80 %.
- Распределение видов учебной деятельности с учетом работоспособности учащихся.
- 5 минут – вживание в урок.
- 15 – 20 минут – работоспособность, затем утомление.
- За 2 – 3 минуты до окончания урока – работоспособность (второе дыхание, прорыв).
- Домашнее задание.
- Объяснение с записью, 1-3 минуты.
- Окончание урока.
Спокойное завершение урока, учащиеся не задерживаются после звонка.